Top.Mail.Ru
Последние события

Матчи ПФК ЦСКА

Таблица

Статистика игроков

АЛЕКСАНДР ГРИШИН: ЖАЛЬ, ЧТО ДЕТИ НЕ ИГРАЮТ ВО ДВОРЕ

В последнее время даже не нужно придумывать информационных поводов для того, чтобы снова написать о ДЮСШ ПФК ЦСКА.

В последнее время даже не нужно придумывать информационных поводов для того, чтобы снова написать о ДЮСШ ПФК ЦСКА. Успехи ее воспитанников и тренеров налицо. В частности, команда армейцев 1995 года рождения в этом году уже выиграла два престижнейших турнира. Один — Мемориал Беппе Гриппиоло в Италии и второй — турнир памяти Ю. Морозова в Санкт-Петербурге. Есть большие победы и у остальных возрастов.

Сегодня о делах школы мы разговариваем с тренером 15-летних армейцев, Александром Гришиным, который и сам является воспитанником армейского футбола.

- Тяжело далась победа на турнире Юрия Морозова?

- Да, питерский турнир, который проходит под эгидой ФИФА, в этом году был особенно представительным. Из иностранных команд были «Шальке», ПСВ «Эйндховен», «Динамо» (Киев). Кроме того, «Зенит», «Локомотив» - в общем, слабых не было.
- И в финале обыграли киевлян...
- 1:0, хотя могли и больше забить. Хорошая игра получилась. Интересно, что даже в этом возрасте Киев остается Киевом: все такие рослые ребята, сильные.
- А как иностранцы смотрятся в сравнении с нашими?
- У них упор делается на игру. На ее постановку. Взять, например, «Эйндховен». Кстати, с ним приезжал Йелле Гус, который был координатором нашей школы. Так вот, голландцы все внимание уделяют игре. Результат для них не самое главное. И они очень прилично смотрятся, даже если проигрывают. Мы их 2:1 обыграли, к слову.
- Так что же все-таки важнее — качество игры или результат?
- Это очень тонкий момент. Можно хорошо играть и все время занимать последние места. А ведь менталитет победителя — это не пустые слова. Юноша, если ему лет 15-16, уже находится на подходе к дублю основной команды. И когда как не в этом возрасте ему учиться добиваться успеха?
- Ваши мальчишки, похоже, хорошо научились добиваться успеха. В мае они выиграли турнир в Италии. Там тоже было сложно?
- Конечно. Это тоже очень серьезный турнир. В нем участвуют в основном итальянские команды, а из приглашенных были мы и венгры. Вот там, кстати, такие команды, как «Ювентус» и «Милан» очень сильно стараются. Они нам потом рассказывали, что в их знаменитых клубах детей с раннего возраста учат побеждать и только побеждать. Но в этот раз получилось так, что победили мы. В финале с «Ювентусом» лишь в серии пенальти разобрались.
- У нас есть чему поучиться у тренеров лучших мировых школ?
- Учиться всегда и везде есть чему. Но только я давно пришел к выводу, что, точно также как с футболистом, у которого есть дар или нет, для тренера самое главное — это наличие этой самой искры. Тренерского дара. Ну а сказать, что они там в лучших школах мира знают и умеют что-то такое, чего мы не знаем и не умеем, нельзя. Особенно тем, кто прошел через большой футбол. Детский тренер должен, в первую очередь, быть психологом. Уметь находить общий язык с детьми, создавать хорошую атмосферу, не допускать образования группировок в команде. Мы, конечно, пользуемся самыми разными методическими пособиями. Но, я считаю, что просто тупо использовать все подряд — неправильно. Если б все команды делали одно и то же, то они были бы одинаковыми. И тренеры тоже. А ведь у лучших из них всегда есть что-то свое.
- Вот, кстати, с некоторых пор у нас группы по мере взросления детей передаются от тренера к тренеру. Раньше ведь было не так.
- Да, когда я ходил в школу, лет 30 назад, один тренер вел одну группу от начала и до выпуска. Трудно сказать, у какой системы больше плюсов. Мне больше нравится работать с ребятами постарше, кому-то еще — с малышами интереснее. С этими важно быть постоянно начеку, не проглядеть талант в каком-нибудь карапузе. Потом нужно ставить технику, а между делом им и сопли вытирать. Со старшими — по-другому. Тут уже тренировочный процесс больше похож на настоящий — взрослый.
- Зато у 15-летних — переходный возраст...
- Да уж, гормоны и все такое. Я как-то научился со всем этим справляться. Вообще, наверно, все зависит от тренера. Одному хорошо, когда он берет группу и ведет ее до конца, другому — не очень. Скажем, пришел человек в школу и получил шестилетних малышей. Ведь только через 10 лет станет ясно, смог он сделать из них настоящих футболистов или нет. А за это время все что угодно может произойти. Тренеру очень просто потерять мотивацию, работая таким образом.
- Как часто тренеру приходится переставлять ребенка из одной линии в другую.
- Скажем так, нередко. Есть ведь избитая истина: главная задача тренера — это правильно расставить на поле 11 игроков. Вот и получается, что в школе мы ребят переставляем на поле как в игре «пятнашки», пока не добьемся оптимального результата. Ну и бывает, что по мере взросления меняются физические данные. То пацан был маленьким и шустрым, а то вдруг за лето вырос и превратился в гренадера. Тогда его амплуа может поменяться.
- Кстати, вам, наверно, приходится сталкиваться с тем, что кто-то развивается медленнее, чем остальные.
- Конечно. Бывает такое, что играет мальчишка себе и играет, а потом на его место приходит акселерат и просто «физикой» его выдавливает. Тут перед тренером стоит сложная задача — нужно сделать так, чтобы и сильный пользу приносил, но и чтобы тот, кто под ним сидит, не стушевался. Он ведь рано или поздно разовьется, и его нужно сохранить. Возможно даже, для первой команды в перспективе.
- Сейчас уже все знают, что в нашей школе созданы отличные условия, не в пример тому, какие были раньше, когда вы занимались. У нас теперь и поля отличные, и раздевалки комфортабельные, и экипировка на уровне. А вот знаменитый Йохан Круифф любит говорить, что техника лучше всего ставится как раз не на идеальных газонах, а на пустырях и прочих не очень пригодных площадках.
- Это правда. Я и сам играл на старой «Песчанке» на кривом поле с камнями. Но это не значит, что в школах должны быть плохие поля. Тут упущение в другом. Раньше дворовый футбол был развит, сейчас — нет. Помню, мы приходили с тренировки — и во двор. Рубились там с мужиками на кочковатых площадках до потери пульса. Конечно, правильно Круифф говорит. И там не только техника развивается, но и характер. С мужиками ведь не забалуешь. Сейчас у детей на это нет времени. Они все больше занимаются компьютерами, телевизор смотрят, ходят куда-то.
Одним словом, очень плохо, что дети теперь не играют во дворе. Ну а то, что у нас такие хорошие условия в школе, это здорово. За это — низкий поклон руководству. Кстати, Евгений Гинер и генеральный директор Роман Бабаев очень внимательно следят за нашей работой. Это прекрасный показатель того, насколько серьезно поставлена работа в клубе.
- Как часто родители приводят в школу ребенка, который сам не очень-то и хочет играть в футбол?
- Очень часто. Папы и мамы узнают из прессы о баснословных контрактах футболистов и насильно приводят к нам детей. Иногда бывают просто безобразные ситуации — когда ребенок аж до слез играть не хочет, а родители его заставляют. И нас они тем самым в неловкое положение ставят.
- В какой момент тренеру приходится говорить своему воспитаннику, что настоящего футболиста из него не выйдет?
- Вообще, чем раньше это случится, тем лучше. Бывает такое, что по одной тренировке становится ясно, получится из ребенка футболист или нет. Но иногда приходится присматриваться к нему достаточно долго. Но, конечно, нельзя доводить его обучение до конца, если ясно, что перспектив нет. Пусть лучше идет учится, получает профессию. Однако маленьких (пяти-шестилетних), я считаю, стоит держать, даже если они не имеют таланта, но очень хотят играть. Можно сделать и две группы, и три. В конце концов, это же наши будущие болельщики. Ведь вряд ли они станут болеть за кого-то еще, когда перестанут заниматься в нашей ДЮСШ. Представьте, с какой гордостью они потом будут рассказывать своим детям, что тренировались в школе ПФК ЦСКА!
- У нас в основе сейчас играют два выпускника ДЮСШ — Акинфеев и Щенников. Не маловато ли?

- Конечно, маловато. Когда я играл, у нас иногда по восемь собственных воспитанников одновременно на поле выходили. Но этому есть вполне разумные объяснения. Во-первых, известно, что в начале и середине 90-х годов в стране был серьезный демографический кризис. Люди жили плохо и боялись рожать детей. Сейчас как раз и должны выпускаться те, кто родился году в 93-м. Но их и так мало, и звездочек среди них, соответственно, меньше чем в более старших поколениях. Во-вторых, в наши дни в главной команде есть огромная конкуренция. ПФК ЦСКА стал за последние годы командой топ-класса, и играть у нас почитают за честь таланты со всего мира. Нужно понимать, что нам несложно подготовить несколько приличных, добротных игроков, но сейчас армейской команде нужны именно звезды, а их никогда не бывает много.

Но все равно, мы работаем много и будем работать. Людям на трибунах, которые болеют за клуб, хочется видеть в первую очередь своих воспитанников. Наши ребятишки в перерывах матчей основной команды иногда играют между собой. Так народ смотрит за ними, не отрываясь, и аплодирует каждому удачному действию. Разве это не здорово?!

Поделиться:
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Запинить
Продолжая использовать наш сайт, вы подтверждаете согласие на сбор и обработку файлов cookie. Отключить их для нашего сайта можно в настройках браузера
Политика конфиденциальности